Important

Интервью с Владимиром Алениковым

Nov. 19, 2013

information-items-855.jpg

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРАХ.
 Гость редакции –кинорежиссёр, писатель Владимир АЛЕНИКОВ.
Владимир Михайлович Алеников – заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Центральной Российской киностудии документальных фильмов, президент американской кинокомпании «Dream Factory Entertainment», академик Российской Академии кинематографических искусств «Ника», академик Национальной Академии кинематографических наук и искусств «Золотой Орёл», академик Российской Академии короткометражного кино «Арткино», президент Санкт-Петербургского международного кинофестиваля «Terra incognita», вице-президент Международного благотворительного фонда «Bright Future International» («BFI»).
Среди знаменитых работ кинорежиссёра – фильмы «Приключения Петрова и Васечкина», «Каникулы Петрова и Васечкина», «Биндюжник и король», «Феофания, рисующая смерть» и мн. др.
 
Разговор с Владимиром Михайловичем состоялся после фестиваля Олега Митяева «Лето – это маленькая жизнь» и II Форума Международной ассоциации «Всё настоящее – детям», которые прошли в Сочи с 16 по 19 августа 2012 г. Во время Форума Владимир Алеников провёл творческую встречу с его участниками – педагогами из разных регионов России и Украины.
 
 
– Владимир, каковы Ваши впечатления от Фестиваля и Форума в Сочи?
– Впечатления у меня самые хорошие. Фестивали проходят в каждом городе, их переизбыток, но у этого фестиваля есть своё лицо. У него очень необычный формат. Ведь в концертах бардов никакого открытия нет. Они происходят на протяжении десятков лет. А вот сочетание этой развлекательной и, в общем, вполне достойной, программы с педагогическими семинарами новое. Я с таким никогда не сталкивался, и никто не сталкивался. Идея пригласить на этот фестиваль учителей из регионов, пригласить Евгения Ямбурга, провести с ними какие-то семинары, и всё это под эгидой добра, замечательна. Это и есть главный итог фестиваля.
 
– Вероятно, для творческой встречи тема детского кинематографа была выбрана не случайно…
– Мы заранее решили, что речь пойдёт именно о детях, о том, какие сложности, опасности сопряжены с работой с детьми в кино, о том, как это происходит. И показывал я, в основном, фрагменты из тех своих фильмов, где работают дети.
 
– По реакции зала было заметно, что педагоги ответили большим интересом. На Вас обрушился шквал вопросов.
– После показа фрагментов из картины «Война Принцессы», которую я сейчас делаю, одна дама спросила: «А не будет ли это плохим примером для детей?» Её первая реакция вполне понятна. Когда люди сталкиваются с чем-то непривычным на экране, они всегда так реагируют. Много лет назад, когда мы создали киножурнал «Ералаш», выпускали его первые номера, и я писал сюжеты для них, было то же самое. Педагоги присылали возмущённые письма: «Как это так! Дети будут брать пример!» Тем не менее, «Ералаш» на долгие годы стал полезным и любимым брендом. Детей нельзя учить только на положительных примерах. Это скучно и неправильно. У произведения искусства никогда нет задачи вылечить. Оно просто обозначает болевые точки, но не даёт рецептов.
 
– Но немало режиссёров и писателей говорят и о дидактической миссии своих творений.
– Я не могу взять на себя такую смелость. Что значит «красивое» или «некрасивое»? Самое великое драматическое произведение в мировой истории – это гениальная пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта». По сути дела, что в ней красивого? Там подростки бесконечно ссорятся, убивают друг друга, и главные герои умирают. Никакой красоты в этом нет. Если подходить к этому ханжески, то, скорее всего, такую пьесу надо запретить, потому что она ничему полезному не учит. (Улыбается). Но это крайне примитивная точка зрения. На самом деле пьеса Шекспира учит главному – толерантности, любви, доброте – и поэтому остаётся одной из самых востребованных пьес во всей мировой истории на протяжении пяти столетий. И будет таковой.
 
– В «Войне Принцессы» главные герои – два юных создания – влюблены друг в друга. Это же тоже аллюзия к «Ромео и Джульетте»?
– Это вариация на ту же тему, безусловно. Только фокус в том, что в данном случае у меня на экране, действительно, реальные дети. В театре Ромео и Джульетту играют взрослые актёры. В кино из всех экранизаций лучшей я считаю фильм Франко Дзеффирелли, но мальчику там было 17 лет, а девочке – 15. Моим героям 12-13 лет, то есть столько, сколько у Шекспира. Реально. Не могу вспомнить примеров, чтобы дети такого возраста на экране страдали, любили, умирали. В этом смысле «Война Принцессы» – эпатажная вещь, но честная.
 
– С каким зрителем и слушателем на творческой встрече сложнее построить контакт – с детьми или с родителями и педагогами, уже обременёнными жизненным опытом?
– С детьми проще, конечно. У них более открытый подход ко всему, у них ещё нет шор, они воспринимают мир совсем по-другому.
 
– Должен ли поход в кино быть уроком?
– Так же как и поход в театр. Если Вы посмотрите подлинное произведение искусства, оно останется в душе. Как же оно может пройти бесследно? Настоящий фильм остаётся на долгие годы, на нём растут, на нём воспитываются, так же как и на замечательной книге, спектакле. А как же иначе?
 
– Актуален ли сейчас в кино образ учителя, как положительного героя?
– К сожалению, в нашем кино ныне нет никаких ярких образов. Я имею в виду положительных героев, которым хотелось бы как-то следовать, подражать. Увы! Учитель и врач – одни из самых замечательных, необходимых и достойнейших профессий. Но, к сожалению, наше кино пока далеко от того, чтобы найти какую-то возможность достойно запечатлеть их.
Заслуженный учитель России, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург и режиссёр Владимир Алеников на II Форуме Международной Ассоциации «Всё настоящее - детям»
 
– Современные дети избалованы изобилием кино- и мультипликационной продукции на телевидении, в кино и Интернет. Впору задуматься о создании списка картин для обязательного просмотра, чтобы развивать у детей эстетическое чутьё.
– Это обязательно нужно делать. Я составлял такие списки книг и фильмов для своих детей. Я их по-прежнему составляю для своих студентов. Это серьёзный вопрос. Чтобы составить такой список, надо потратить время. (Задумывается). Из отечественных картин стоит смотреть «Летят журавли», «Чучело», «Балладу о солдате». Это абсолютно доступные и нужные подросткам картины. Устойчивая тридцатилетняя популярность моих картин о Петрове и Васечкине, видимо, – тоже свидетельство того, что эти фильмы нужны, важны, а не просто развлечение. На сайт vasechkin.ru до сих пор заходят новые юные зрители, нынешние подростки, которые оставляют свои восторженные отзывы.
 
– Владимир, должна Вам сделать комплимент по поводу сайта: он отвечает на все вопросы, которые «мучают» поклонника ваших фильмов.
– К сайту я прямого отношения не имею, его создавали фанаты. Руководит им уже много лет Николай Назоров, питерский киноман. Он отслеживает каждую новую информацию об этих картинах. Я ему крайне признателен за эту большую работу, которую он взял на себя и делает все эти годы.
 
– Вам не предлагали сделать ремейк о Петрове и Васечкине с учётом новых жизненных реалий?
– У меня есть такой проект, но я что-то не вижу, чтобы кто-то спешил ко мне с финансовыми предложениями. А нет денег – нет фильма. Последние 20 лет детский кинематограф – это пустующая ниша. Зияющая. Наши дети растут на хороших, наверное, картинах, но совершенно не отечественного производства.
 
– Как Вам кажется, нужен ли некий фильтр, инструмент от лица государства, школы, который мог бы как-то ограничить поток низкохудожественных фильмов?
– В Америке ни одна картина не выходит на экраны без лицензии Киноакадемии, которая даёт определённый рейтинг, на какой возраст этот фильм рассчитан. И это правильно. Если же говорить об эстетических категориях, то это дело воспитания вкуса. Уберечь от мусорного потока невозможно, труба открыта, и оттуда льётся и льётся. И вы не можете этот поток перекрыть. Вы можете только воспитывать вкус. Это уже обязанность семьи, родителей, педагогов. Вы также не можете ввести цензуру. Это исключено, как бы ни хотелось. У нас свободный рынок, и каждый имеет право на этом рынке представить то, что он хочет, на продажу. Единственное, что можно реально сделать – это воспитывать вкус у потребителя. Больше ничего.
 
– От имени участников Форума Ассоциации «Всё настоящее – детям» хочу поблагодарить Вас за радость общения и приобщения к миру большого кино. А Вашему новому фильму мы желаем долгой экранной жизни!
– Спасибо за добрые слова! Фестиваль и эта встреча для меня были радостными событиями.
 
Беседовала Наталья Риккер.
Фото Владимира Циликова,
а также из архива Владимира Аленикова.
 
 
Официальный сайт Владимира Аленикова
 
Официальный сайт фильмов Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»
 

 

Детей нельзя учить только на положительных примерах. 

Гость редакции –кинорежиссёр, писатель Владимир АЛЕНИКОВ.

Владимир Михайлович Алениковзаслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Центральной Российской киностудии документальных фильмов, президент американской кинокомпании «Dream Factory Entertainment», академик Российской Академии кинематографических искусств «Ника», академик Национальной Академии кинематографических наук и искусств «Золотой Орёл», академик Российской Академии короткометражного кино «Арткино», президент Санкт-Петербургского международного кинофестиваля «Terra incognita», вице-президент Международного благотворительного фонда «Bright Future International» («BFI»).

 

Среди знаменитых работ кинорежиссёра – фильмы «Приключения Петрова и Васечкина», «Каникулы Петрова и Васечкина», «Биндюжник и король», «Феофания, рисующая смерть» и мн. др.

Разговор с Владимиром Михайловичем состоялся после фестиваля Олега Митяева «Лето – это маленькая жизнь» и II Форума Международной ассоциации «Всё настоящее – детям», которые прошли в Сочи с 16 по 19 августа 2012 г. Во время Форума Владимир Алеников провёл творческую встречу с его участниками – педагогами из разных регионов России и Украины.

 

– Владимир, каковы Ваши впечатления от Фестиваля и Форума в Сочи?

– Впечатления у меня самые хорошие. Фестивали проходят в каждом городе, их переизбыток, но у этого фестиваля есть своё лицо. У него очень необычный формат. Ведь в концертах бардов никакого открытия нет. Они происходят на протяжении десятков лет. А вот сочетание этой развлекательной и, в общем, вполне достойной, программы с педагогическими семинарами новое. Я с таким никогда не сталкивался, и никто не сталкивался. Идея пригласить на этот фестиваль учителей из регионов, пригласить Евгения Ямбурга, провести с ними какие-то семинары, и всё это под эгидой добра, замечательна. Это и есть главный итог фестиваля.

 

– Вероятно, для творческой встречи тема детского кинематографа была выбрана не случайно…

– Мы заранее решили, что речь пойдёт именно о детях, о том, какие сложности, опасности сопряжены с работой с детьми в кино, о том, как это происходит. И показывал я, в основном, фрагменты из тех своих фильмов, где работают дети.

 

– По реакции зала было заметно, что педагоги ответили большим интересом. На Вас обрушился шквал вопросов.

– После показа фрагментов из картины «Война Принцессы», которую я сейчас делаю, одна дама спросила: «А не будет ли это плохим примером для детей?» Её первая реакция вполне понятна. Когда люди сталкиваются с чем-то непривычным на экране, они всегда так реагируют. Много лет назад, когда мы создали киножурнал «Ералаш», выпускали его первые номера, и я писал сюжеты для них, было то же самое. Педагоги присылали возмущённые письма: «Как это так! Дети будут брать пример!» Тем не менее, «Ералаш» на долгие годы стал полезным и любимым брендом. Детей нельзя учить только на положительных примерах. Это скучно и неправильно. У произведения искусства никогда нет задачи вылечить. Оно просто обозначает болевые точки, но не даёт рецептов.

 

– Но немало режиссёров и писателей говорят и о дидактической миссии своих творений.

– Я не могу взять на себя такую смелость. Что значит «красивое» или «некрасивое»? Самое великое драматическое произведение в мировой истории – это гениальная пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта». По сути дела, что в ней красивого? Там подростки бесконечно ссорятся, убивают друг друга, и главные герои умирают. Никакой красоты в этом нет. Если подходить к этому ханжески, то, скорее всего, такую пьесу надо запретить, потому что она ничему полезному не учит. (Улыбается). Но это крайне примитивная точка зрения. На самом деле пьеса Шекспира учит главному – толерантности, любви, доброте – и поэтому остаётся одной из самых востребованных пьес во всей мировой истории на протяжении пяти столетий. И будет таковой.

 

– В «Войне Принцессы» главные герои – два юных создания – влюблены друг в друга. Это же тоже аллюзия к «Ромео и Джульетте»?

– Это вариация на ту же тему, безусловно. Только фокус в том, что в данном случае у меня на экране, действительно, реальные дети. В театре Ромео и Джульетту играют взрослые актёры. В кино из всех экранизаций лучшей я считаю фильм Франко Дзеффирелли, но мальчику там было 17 лет, а девочке – 15. Моим героям 12-13 лет, то есть столько, сколько у Шекспира. Реально. Не могу вспомнить примеров, чтобы дети такого возраста на экране страдали, любили, умирали. В этом смысле «Война Принцессы» – эпатажная вещь, но честная.

 

– С каким зрителем и слушателем на творческой встрече сложнее построить контакт – с детьми или с родителями и педагогами, уже обременёнными жизненным опытом?

– С детьми проще, конечно. У них более открытый подход ко всему, у них ещё нет шор, они воспринимают мир совсем по-другому.

 

– Должен ли поход в кино быть уроком?

– Так же как и поход в театр. Если Вы посмотрите подлинное произведение искусства, оно останется в душе. Как же оно может пройти бесследно? Настоящий фильм остаётся на долгие годы, на нём растут, на нём воспитываются, так же как и на замечательной книге, спектакле. А как же иначе?

 

– Актуален ли сейчас в кино образ учителя, как положительного героя?

– К сожалению, в нашем кино ныне нет никаких ярких образов. Я имею в виду положительных героев, которым хотелось бы как-то следовать, подражать. Увы! Учитель и врач – одни из самых замечательных, необходимых и достойнейших профессий. Но, к сожалению, наше кино пока далеко от того, чтобы найти какую-то возможность достойно запечатлеть их.

alenikov-03.jpg

Заслуженный учитель России, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург и режиссёр Владимир Алеников на II Форуме Международной Ассоциации «Всё настоящее - детям»

 

– Современные дети избалованы изобилием кино- и мультипликационной продукции на телевидении, в кино и Интернет. Впору задуматься о создании списка картин для обязательного просмотра, чтобы развивать у детей эстетическое чутьё.

– Это обязательно нужно делать. Я составлял такие списки книг и фильмов для своих детей. Я их по-прежнему составляю для своих студентов. Это серьёзный вопрос. Чтобы составить такой список, надо потратить время. (Задумывается). Из отечественных картин стоит смотреть «Летят журавли», «Чучело», «Балладу о солдате». Это абсолютно доступные и нужные подросткам картины. Устойчивая тридцатилетняя популярность моих картин о Петрове и Васечкине, видимо, – тоже свидетельство того, что эти фильмы нужны, важны, а не просто развлечение. На сайт vasechkin.ru до сих пор заходят новые юные зрители, нынешние подростки, которые оставляют свои восторженные отзывы.

 

– Владимир, должна Вам сделать комплимент по поводу сайта: он отвечает на все вопросы, которые «мучают» поклонника ваших фильмов.

– К сайту я прямого отношения не имею, его создавали фанаты. Руководит им уже много лет Николай Назоров, питерский киноман. Он отслеживает каждую новую информацию об этих картинах. Я ему крайне признателен за эту большую работу, которую он взял на себя и делает все эти годы.

 

– Вам не предлагали сделать ремейк о Петрове и Васечкине с учётом новых жизненных реалий?

– У меня есть такой проект, но я что-то не вижу, чтобы кто-то спешил ко мне с финансовыми предложениями. А нет денег – нет фильма. Последние 20 лет детский кинематограф – это пустующая ниша. Зияющая. Наши дети растут на хороших, наверное, картинах, но совершенно не отечественного производства.

 

– Как Вам кажется, нужен ли некий фильтр, инструмент от лица государства, школы, который мог бы как-то ограничить поток низкохудожественных фильмов?

– В Америке ни одна картина не выходит на экраны без лицензии Киноакадемии, которая даёт определённый рейтинг, на какой возраст этот фильм рассчитан. И это правильно. Если же говорить об эстетических категориях, то это дело воспитания вкуса. Уберечь от мусорного потока невозможно, труба открыта, и оттуда льётся и льётся. И вы не можете этот поток перекрыть. Вы можете только воспитывать вкус. Это уже обязанность семьи, родителей, педагогов. Вы также не можете ввести цензуру. Это исключено, как бы ни хотелось. У нас свободный рынок, и каждый имеет право на этом рынке представить то, что он хочет, на продажу. Единственное, что можно реально сделать – это воспитывать вкус у потребителя. Больше ничего.

 

– От имени участников Форума Ассоциации «Всё настоящее – детям» хочу поблагодарить Вас за радость общения и приобщения к миру большого кино. А Вашему новому фильму мы желаем долгой экранной жизни!

– Спасибо за добрые слова! Фестиваль и эта встреча для меня были радостными событиями.

 

Беседовала Наталья Риккер.

Фото Владимира Циликова,

а также из архива Владимира Аленикова.

 

Официальный сайт Владимира Аленикова

Официальный сайт фильмов Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»