ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРАХ.
Гость редакции –кинорежиссёр, писатель Владимир АЛЕНИКОВ.
Владимир Михайлович Алеников – заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Центральной Российской киностудии документальных фильмов, президент американской кинокомпании «Dream Factory Entertainment», академик Российской Академии кинематографических искусств «Ника», академик Национальной Академии кинематографических наук и искусств «Золотой Орёл», академик Российской Академии короткометражного кино «Арткино», президент Санкт-Петербургского международного кинофестиваля «Terra incognita», вице-президент Международного благотворительного фонда «Bright Future International» («BFI»).
Среди знаменитых работ кинорежиссёра – фильмы «Приключения Петрова и Васечкина», «Каникулы Петрова и Васечкина», «Биндюжник и король», «Феофания, рисующая смерть» и мн. др.
Разговор с Владимиром Михайловичем состоялся после фестиваля Олега Митяева «Лето – это маленькая жизнь» и II Форума Международной ассоциации «Всё настоящее – детям», которые прошли в Сочи с 16 по 19 августа 2012 г. Во время Форума Владимир Алеников провёл творческую встречу с его участниками – педагогами из разных регионов России и Украины.
– Владимир, каковы Ваши впечатления от Фестиваля и Форума в Сочи?
– Впечатления у меня самые хорошие. Фестивали проходят в каждом городе, их переизбыток, но у этого фестиваля есть своё лицо. У него очень необычный формат. Ведь в концертах бардов никакого открытия нет. Они происходят на протяжении десятков лет. А вот сочетание этой развлекательной и, в общем, вполне достойной, программы с педагогическими семинарами новое. Я с таким никогда не сталкивался, и никто не сталкивался. Идея пригласить на этот фестиваль учителей из регионов, пригласить Евгения Ямбурга, провести с ними какие-то семинары, и всё это под эгидой добра, замечательна. Это и есть главный итог фестиваля.
– Вероятно, для творческой встречи тема детского кинематографа была выбрана не случайно…
– Мы заранее решили, что речь пойдёт именно о детях, о том, какие сложности, опасности сопряжены с работой с детьми в кино, о том, как это происходит. И показывал я, в основном, фрагменты из тех своих фильмов, где работают дети.
– По реакции зала было заметно, что педагоги ответили большим интересом. На Вас обрушился шквал вопросов.
– После показа фрагментов из картины «Война Принцессы», которую я сейчас делаю, одна дама спросила: «А не будет ли это плохим примером для детей?» Её первая реакция вполне понятна. Когда люди сталкиваются с чем-то непривычным на экране, они всегда так реагируют. Много лет назад, когда мы создали киножурнал «Ералаш», выпускали его первые номера, и я писал сюжеты для них, было то же самое. Педагоги присылали возмущённые письма: «Как это так! Дети будут брать пример!» Тем не менее, «Ералаш» на долгие годы стал полезным и любимым брендом. Детей нельзя учить только на положительных примерах. Это скучно и неправильно. У произведения искусства никогда нет задачи вылечить. Оно просто обозначает болевые точки, но не даёт рецептов.
– Но немало режиссёров и писателей говорят и о дидактической миссии своих творений.
– Я не могу взять на себя такую смелость. Что значит «красивое» или «некрасивое»? Самое великое драматическое произведение в мировой истории – это гениальная пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта». По сути дела, что в ней красивого? Там подростки бесконечно ссорятся, убивают друг друга, и главные герои умирают. Никакой красоты в этом нет. Если подходить к этому ханжески, то, скорее всего, такую пьесу надо запретить, потому что она ничему полезному не учит. (Улыбается). Но это крайне примитивная точка зрения. На самом деле пьеса Шекспира учит главному – толерантности, любви, доброте – и поэтому остаётся одной из самых востребованных пьес во всей мировой истории на протяжении пяти столетий. И будет таковой.
– В «Войне Принцессы» главные герои – два юных создания – влюблены друг в друга. Это же тоже аллюзия к «Ромео и Джульетте»?
– Это вариация на ту же тему, безусловно. Только фокус в том, что в данном случае у меня на экране, действительно, реальные дети. В театре Ромео и Джульетту играют взрослые актёры. В кино из всех экранизаций лучшей я считаю фильм Франко Дзеффирелли, но мальчику там было 17 лет, а девочке – 15. Моим героям 12-13 лет, то есть столько, сколько у Шекспира. Реально. Не могу вспомнить примеров, чтобы дети такого возраста на экране страдали, любили, умирали. В этом смысле «Война Принцессы» – эпатажная вещь, но честная.
– С каким зрителем и слушателем на творческой встрече сложнее построить контакт – с детьми или с родителями и педагогами, уже обременёнными жизненным опытом?
– С детьми проще, конечно. У них более открытый подход ко всему, у них ещё нет шор, они воспринимают мир совсем по-другому.
– Должен ли поход в кино быть уроком?
– Так же как и поход в театр. Если Вы посмотрите подлинное произведение искусства, оно останется в душе. Как же оно может пройти бесследно? Настоящий фильм остаётся на долгие годы, на нём растут, на нём воспитываются, так же как и на замечательной книге, спектакле. А как же иначе?
– Актуален ли сейчас в кино образ учителя, как положительного героя?
– К сожалению, в нашем кино ныне нет никаких ярких образов. Я имею в виду положительных героев, которым хотелось бы как-то следовать, подражать. Увы! Учитель и врач – одни из самых замечательных, необходимых и достойнейших профессий. Но, к сожалению, наше кино пока далеко от того, чтобы найти какую-то возможность достойно запечатлеть их.
Заслуженный учитель России, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург и режиссёр Владимир Алеников на II Форуме Международной Ассоциации «Всё настоящее - детям»
– Современные дети избалованы изобилием кино- и мультипликационной продукции на телевидении, в кино и Интернет. Впору задуматься о создании списка картин для обязательного просмотра, чтобы развивать у детей эстетическое чутьё.
– Это обязательно нужно делать. Я составлял такие списки книг и фильмов для своих детей. Я их по-прежнему составляю для своих студентов. Это серьёзный вопрос. Чтобы составить такой список, надо потратить время. (Задумывается). Из отечественных картин стоит смотреть «Летят журавли», «Чучело», «Балладу о солдате». Это абсолютно доступные и нужные подросткам картины. Устойчивая тридцатилетняя популярность моих картин о Петрове и Васечкине, видимо, – тоже свидетельство того, что эти фильмы нужны, важны, а не просто развлечение. На сайт vasechkin.ru до сих пор заходят новые юные зрители, нынешние подростки, которые оставляют свои восторженные отзывы.
– Владимир, должна Вам сделать комплимент по поводу сайта: он отвечает на все вопросы, которые «мучают» поклонника ваших фильмов.
– К сайту я прямого отношения не имею, его создавали фанаты. Руководит им уже много лет Николай Назоров, питерский киноман. Он отслеживает каждую новую информацию об этих картинах. Я ему крайне признателен за эту большую работу, которую он взял на себя и делает все эти годы.
– Вам не предлагали сделать ремейк о Петрове и Васечкине с учётом новых жизненных реалий?
– У меня есть такой проект, но я что-то не вижу, чтобы кто-то спешил ко мне с финансовыми предложениями. А нет денег – нет фильма. Последние 20 лет детский кинематограф – это пустующая ниша. Зияющая. Наши дети растут на хороших, наверное, картинах, но совершенно не отечественного производства.
– Как Вам кажется, нужен ли некий фильтр, инструмент от лица государства, школы, который мог бы как-то ограничить поток низкохудожественных фильмов?
– В Америке ни одна картина не выходит на экраны без лицензии Киноакадемии, которая даёт определённый рейтинг, на какой возраст этот фильм рассчитан. И это правильно. Если же говорить об эстетических категориях, то это дело воспитания вкуса. Уберечь от мусорного потока невозможно, труба открыта, и оттуда льётся и льётся. И вы не можете этот поток перекрыть. Вы можете только воспитывать вкус. Это уже обязанность семьи, родителей, педагогов. Вы также не можете ввести цензуру. Это исключено, как бы ни хотелось. У нас свободный рынок, и каждый имеет право на этом рынке представить то, что он хочет, на продажу. Единственное, что можно реально сделать – это воспитывать вкус у потребителя. Больше ничего.
– От имени участников Форума Ассоциации «Всё настоящее – детям» хочу поблагодарить Вас за радость общения и приобщения к миру большого кино. А Вашему новому фильму мы желаем долгой экранной жизни!
– Спасибо за добрые слова! Фестиваль и эта встреча для меня были радостными событиями.
Беседовала Наталья Риккер.
Фото Владимира Циликова,
а также из архива Владимира Аленикова.
Официальный сайт Владимира Аленикова
Официальный сайт фильмов Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»
Детей нельзя учить только на положительных примерах.
Гость редакции –кинорежиссёр, писатель Владимир АЛЕНИКОВ.
Владимир Михайлович Алеников – заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Центральной Российской киностудии документальных фильмов, президент американской кинокомпании «Dream Factory Entertainment», академик Российской Академии кинематографических искусств «Ника», академик Национальной Академии кинематографических наук и искусств «Золотой Орёл», академик Российской Академии короткометражного кино «Арткино», президент Санкт-Петербургского международного кинофестиваля «Terra incognita», вице-президент Международного благотворительного фонда «Bright Future International» («BFI»).
Среди знаменитых работ кинорежиссёра – фильмы «Приключения Петрова и Васечкина», «Каникулы Петрова и Васечкина», «Биндюжник и король», «Феофания, рисующая смерть» и мн. др.
Разговор с Владимиром Михайловичем состоялся после фестиваля Олега Митяева «Лето – это маленькая жизнь» и II Форума Международной ассоциации «Всё настоящее – детям», которые прошли в Сочи с 16 по 19 августа 2012 г. Во время Форума Владимир Алеников провёл творческую встречу с его участниками – педагогами из разных регионов России и Украины.
– Владимир, каковы Ваши впечатления от Фестиваля и Форума в Сочи?
– Впечатления у меня самые хорошие. Фестивали проходят в каждом городе, их переизбыток, но у этого фестиваля есть своё лицо. У него очень необычный формат. Ведь в концертах бардов никакого открытия нет. Они происходят на протяжении десятков лет. А вот сочетание этой развлекательной и, в общем, вполне достойной, программы с педагогическими семинарами новое. Я с таким никогда не сталкивался, и никто не сталкивался. Идея пригласить на этот фестиваль учителей из регионов, пригласить Евгения Ямбурга, провести с ними какие-то семинары, и всё это под эгидой добра, замечательна. Это и есть главный итог фестиваля.
– Вероятно, для творческой встречи тема детского кинематографа была выбрана не случайно…
– Мы заранее решили, что речь пойдёт именно о детях, о том, какие сложности, опасности сопряжены с работой с детьми в кино, о том, как это происходит. И показывал я, в основном, фрагменты из тех своих фильмов, где работают дети.
– По реакции зала было заметно, что педагоги ответили большим интересом. На Вас обрушился шквал вопросов.
– После показа фрагментов из картины «Война Принцессы», которую я сейчас делаю, одна дама спросила: «А не будет ли это плохим примером для детей?» Её первая реакция вполне понятна. Когда люди сталкиваются с чем-то непривычным на экране, они всегда так реагируют. Много лет назад, когда мы создали киножурнал «Ералаш», выпускали его первые номера, и я писал сюжеты для них, было то же самое. Педагоги присылали возмущённые письма: «Как это так! Дети будут брать пример!» Тем не менее, «Ералаш» на долгие годы стал полезным и любимым брендом. Детей нельзя учить только на положительных примерах. Это скучно и неправильно. У произведения искусства никогда нет задачи вылечить. Оно просто обозначает болевые точки, но не даёт рецептов.
– Но немало режиссёров и писателей говорят и о дидактической миссии своих творений.
– Я не могу взять на себя такую смелость. Что значит «красивое» или «некрасивое»? Самое великое драматическое произведение в мировой истории – это гениальная пьеса Шекспира «Ромео и Джульетта». По сути дела, что в ней красивого? Там подростки бесконечно ссорятся, убивают друг друга, и главные герои умирают. Никакой красоты в этом нет. Если подходить к этому ханжески, то, скорее всего, такую пьесу надо запретить, потому что она ничему полезному не учит. (Улыбается). Но это крайне примитивная точка зрения. На самом деле пьеса Шекспира учит главному – толерантности, любви, доброте – и поэтому остаётся одной из самых востребованных пьес во всей мировой истории на протяжении пяти столетий. И будет таковой.
– В «Войне Принцессы» главные герои – два юных создания – влюблены друг в друга. Это же тоже аллюзия к «Ромео и Джульетте»?
– Это вариация на ту же тему, безусловно. Только фокус в том, что в данном случае у меня на экране, действительно, реальные дети. В театре Ромео и Джульетту играют взрослые актёры. В кино из всех экранизаций лучшей я считаю фильм Франко Дзеффирелли, но мальчику там было 17 лет, а девочке – 15. Моим героям 12-13 лет, то есть столько, сколько у Шекспира. Реально. Не могу вспомнить примеров, чтобы дети такого возраста на экране страдали, любили, умирали. В этом смысле «Война Принцессы» – эпатажная вещь, но честная.
– С каким зрителем и слушателем на творческой встрече сложнее построить контакт – с детьми или с родителями и педагогами, уже обременёнными жизненным опытом?
– С детьми проще, конечно. У них более открытый подход ко всему, у них ещё нет шор, они воспринимают мир совсем по-другому.
– Должен ли поход в кино быть уроком?
– Так же как и поход в театр. Если Вы посмотрите подлинное произведение искусства, оно останется в душе. Как же оно может пройти бесследно? Настоящий фильм остаётся на долгие годы, на нём растут, на нём воспитываются, так же как и на замечательной книге, спектакле. А как же иначе?
– Актуален ли сейчас в кино образ учителя, как положительного героя?
– К сожалению, в нашем кино ныне нет никаких ярких образов. Я имею в виду положительных героев, которым хотелось бы как-то следовать, подражать. Увы! Учитель и врач – одни из самых замечательных, необходимых и достойнейших профессий. Но, к сожалению, наше кино пока далеко от того, чтобы найти какую-то возможность достойно запечатлеть их.
Заслуженный учитель России, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург и режиссёр Владимир Алеников на II Форуме Международной Ассоциации «Всё настоящее - детям»
– Современные дети избалованы изобилием кино- и мультипликационной продукции на телевидении, в кино и Интернет. Впору задуматься о создании списка картин для обязательного просмотра, чтобы развивать у детей эстетическое чутьё.
– Это обязательно нужно делать. Я составлял такие списки книг и фильмов для своих детей. Я их по-прежнему составляю для своих студентов. Это серьёзный вопрос. Чтобы составить такой список, надо потратить время. (Задумывается). Из отечественных картин стоит смотреть «Летят журавли», «Чучело», «Балладу о солдате». Это абсолютно доступные и нужные подросткам картины. Устойчивая тридцатилетняя популярность моих картин о Петрове и Васечкине, видимо, – тоже свидетельство того, что эти фильмы нужны, важны, а не просто развлечение. На сайт vasechkin.ru до сих пор заходят новые юные зрители, нынешние подростки, которые оставляют свои восторженные отзывы.
– Владимир, должна Вам сделать комплимент по поводу сайта: он отвечает на все вопросы, которые «мучают» поклонника ваших фильмов.
– К сайту я прямого отношения не имею, его создавали фанаты. Руководит им уже много лет Николай Назоров, питерский киноман. Он отслеживает каждую новую информацию об этих картинах. Я ему крайне признателен за эту большую работу, которую он взял на себя и делает все эти годы.
– Вам не предлагали сделать ремейк о Петрове и Васечкине с учётом новых жизненных реалий?
– У меня есть такой проект, но я что-то не вижу, чтобы кто-то спешил ко мне с финансовыми предложениями. А нет денег – нет фильма. Последние 20 лет детский кинематограф – это пустующая ниша. Зияющая. Наши дети растут на хороших, наверное, картинах, но совершенно не отечественного производства.
– Как Вам кажется, нужен ли некий фильтр, инструмент от лица государства, школы, который мог бы как-то ограничить поток низкохудожественных фильмов?
– В Америке ни одна картина не выходит на экраны без лицензии Киноакадемии, которая даёт определённый рейтинг, на какой возраст этот фильм рассчитан. И это правильно. Если же говорить об эстетических категориях, то это дело воспитания вкуса. Уберечь от мусорного потока невозможно, труба открыта, и оттуда льётся и льётся. И вы не можете этот поток перекрыть. Вы можете только воспитывать вкус. Это уже обязанность семьи, родителей, педагогов. Вы также не можете ввести цензуру. Это исключено, как бы ни хотелось. У нас свободный рынок, и каждый имеет право на этом рынке представить то, что он хочет, на продажу. Единственное, что можно реально сделать – это воспитывать вкус у потребителя. Больше ничего.
– От имени участников Форума Ассоциации «Всё настоящее – детям» хочу поблагодарить Вас за радость общения и приобщения к миру большого кино. А Вашему новому фильму мы желаем долгой экранной жизни!
– Спасибо за добрые слова! Фестиваль и эта встреча для меня были радостными событиями.
Беседовала Наталья Риккер.
Фото Владимира Циликова,
а также из архива Владимира Аленикова.
Официальный сайт Владимира Аленикова
Официальный сайт фильмов Владимира Аленикова «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»