Программа Шалагиновой Т.А. (2 года)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Хоровое пение»
Автор: Шалагинова Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования детей
высшей квалификационной категории
Скачать программу
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
1. Пояснительная записка
2. Методические рекомендации
3. Содержание программы
4. Второй год обучения (адаптация методов)
5. Музыкальный словарь
6. Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет «Хоровое пение» направлен на вовлечение детей в хоровое музицирование, являющееся одной из самых доступных и продуктивных форм музыкальной деятельности, универсальным средством приобщения детей к творчеству, к сокровищам музыкальной культуры.
Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.
Задача руководителя хорового класса – привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
В хоровом коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, т. к. именно в этом залог высоких художественных результатов хора.
Цель программы: воспитание и обучение квалифицированного любителя музыки, владеющего навыками ансамблевого пения как формы музицирования, дающей возможность творческой самореализации.
Задачи:
- формирование певческих навыков (интонационных, дикционных, дыхательных) и дальнейшее их развитие;
- развитие музыкальных способностей ребенка (ладового€ ритмического чувства, чувства формы);
- воспитание творческой активности и эмоциональной отзывчивости на исполняемую музыку;
- приобретение определенного сценического опыта путем участия в концертах, творческих встречах, фестивалях.
В результате обучения учащийся должен: овладеть навыками чистого выразительного пения, чувством ансамбля, строя, метроритма. Унисонного и двухголосного пения; освоить определенный объем теоретических знаний.
2. Методические рекомендации
В работе используются передовые методики обучения. Некоторые разделы фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова, дыхательные гимнастики А. Стрельниковой, Э. Чарели. В разделе работы над гармоническим слухом включены упражнения гармонического комплекса А. Яковлева, М. И. Глинки. Расширен объем знаний по вокально-хоровой теории ( резонаторы, вибрато, тембр, редуцирование, певческая форманта, виды и типы голосов).
В процессе обучения преподаватель следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков учащихся (дыханием, звуковедением, ансамблем, строем, дикцией и др.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Преподаватель должен следовать принципу постепенного возрастания трудностей – мелодических, метроритмических.
Работа над репертуаром. На хоровые занятия ложится особая ответственность в развитии художественного вкуса учащихся, пробуждении их творческих способностей, в воспитании у детей дисциплины, сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями. Огромное значение в этом плане принадлежит репертуару хорового класса.
Отбирая репертуар, преподаватель должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что хоровое пение – мощное средство нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями современных композиторов и народными песнями разных жанров
Огромное влияние не развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа педагога над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и его отдельных частей.
3. Содержание учебной программы « Хоровое пение»
1. Певческая установка и дыхание
Правила поведения на хоре.
Правила культуры поведения.
Правила гигиены и охраны голоса.
Посадка певца – положение корпуса, головы.
Навыки пения сидя и стоя.
Плечи при пении не поднимать.
Понятие - артикуляционный аппарат.
Артикуляционный массаж и гимнастика (наработка активности лицевых мышц)
Доречевые голосовые сигналы.
Дыхание и его роль в пении.
Знакомство с дыхательным аппаратом (трахея, бронхи, лёгкие).
Понятия - дыхательный центр, «опора дыхания».
Дыхательный комплекс упражнений: (игровые моменты: « свечи», «насос», «собачка - пыхтелка», «кошка-злючка»),
Дыхательная гимнастика по методике А. Стрельниковой
Общехоровое дыхание, одновременное взятие дыхания перед началом пения.
Знакомство с навыками цепного дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения).
Понятие - резонаторы звука (грудные и головные)
2. Звуковедение и дикция
Фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова
Выработка естественного свободного звука без крика и напряжения (без форсировки)
Высота звука, направление мелодии (вверх, вниз, на одном звуке).
Понятие - вибрато.
Понятие – « зевок», «купол».
Дикция как основа хорового искусства
Развитие дикционных навыков (чёткое, активное произношение согласных и гласных звуков)
Работа над скороговорками.
Работа над звуком «Р».
Взаимоотношение гласных и согласных звуков, отнесение согласных звуков внутри слова к последующему слогу.
Твёрдое замыкание согласных звуков в окончании слов
Знакомство с регистрами голоса: штро-бас, грудной, головной (фальцет), свистковый
(флейтовый )
Понятия - глиссандо, регистровый порог.
Освоение перехода звука из грудного регистра в головной (фальцетный).
Работа над фальцетным звучанием.
Способы звуковедения: легато, стаккато.
Мягкая атака как основной способ взятия и пения звуков.
Способы формирования гласных звуков
Округление гласных (редуцирование)
3. Ансамбль и строй.
Выработка активного унисона (чистое, выразительное интонирование диатонических ступеней лада).
Выработка высокой певческой позиции.
Устойчивое интонирование одноголосного пения при несложном сопровождении.
Умение петь вслух и про себя (внутренний слух).
Понятие - чистый и фальшивый унисон.
Понятие - ансамбль (вместе).
Речевые и несложные мелодические каноны.
Упражнение М. И. Глинки «Как хорошо» (в мажоре и миноре, легато).
4. Исполнительские навыки.
Знакомство с песней: разговор о характере музыки, анализ словесного текста и его содержания.
Воспитание навыков понимания дирижёрского жеста (внимание, дыхание, начало, снятие).
Одновременный вдох по руке дирижёра в характере произведения и чёткое окончание пения (коротко, вместе).
Эмоциональный настрой на начало произведения.
Выразительное исполнение произведений, выработка навыка «включать и выключать лицо»
Различные виды динамики (форте, пиано).
Различные темпы (быстро, медленно)
Пауза как средство выразительности в произведениях
4. Второй год обучения. Адаптация методов обучения.
Первый год обучения показал необходимость адаптировать методику, основываясь на следующих данностях:
- отсутствие музыкального опыта у детей,
- неопределенность в отношении степени обучаемости воспитанников Студии,
- ограниченное количество учебных часов, отведенных для музыкального развития.
Время показало, что студийцы успешно усваивают предложенный объем знаний. Стало понятно, что назрела необходимость общения педагогов с учащимися на профессиональном музыкальном языке.
Во-первых, дальнейшее развитие интонационного и гармонического слуха у детей, занимающихся хоровым пением, было бы неполноценным без изучения сольфеджио. В основную программу в ходе занятий были внесены следующие дополнения:
- пение каноном,
- слушание и пение двухголосия,
- исполнение а капелла.
Во-вторых, большое внимание стало уделяться ритмическим упражнениям. Активно использовались звучащие жесты – хлопки, щелчки (своеобразная подготовительная фаза к возможной инструментальной игре).
В-третьих, понадобилось изучение основ теории музыки (понятий «гамма», «тональность», «лад», «трезвучие», «опевание», «знаки альтерации», «секвенция», «интервалы»). Освоение теории в условиях студии оказалось возможно только при помощи одного наглядного пособия – напечатанной на бумаге клавиатуры. Количество в группе учащихся (10-12 человек) не предполагает индивидуальное «общение» студийца с инструментом (в частности, с фортепиано). К сожалению, это заметно тормозит учебный процесс. Вместе с тем у детей наблюдается повышенный и устойчивый интерес к инструментальному исполнительству. Студийцы просят родных приобрести синтезаторы, чтобы заниматься в домашних условиях. В переменах между уроками учащиеся борются за право попробовать свои силы в игре на фортепиано.
Поставленные перед детьми задачи были в очередной раз усложнены: дети не только пропевали некоторые простые мелодии («Песенка про интервалы», «Однажды вечером», опевание, трезвучия, упражнение «Елочка»), но и исполняли их на фортепиано. Потребовались даже контрольные уроки, чтобы подчеркнуть значимость первых исполнительских опытов (оценки в журнале).
Очень важно, чтобы интерес детей к исполнительству со временем не угас. Руководствуясь этим стремлением, а также желанием предоставить каждому ребенку возможность самовыразиться, педагоги познакомили студийцев с шумовыми музыкальными инструментами. Опыт работы оказался положительным – дети испытывают радость, проявляют инициативу, с легкостью усваивают музыкальную грамоту при помощи простейших инструментов.
Мнение педагогов студии оказалось созвучно с точкой зрения многих специалистов. Игра на музыкальных инструментах представляет собой «действенное психокоррекционное средство, направленное на стабилизацию эмоционального состояния, нормализацию биоритма, мелкой моторики, коммуникативных способностей». Коллективное музицирование помогает ребенку преодолеть в себе комплексы, неуверенность, приобрести социальный опыт, реализовать свои творческие возможности. У учащегося развивается нравственный и художественный потенциал, художественный вкус.
5. Музыкальный словарь
Артикуляция
Ансамбль
Вибрато
Внутренний слух
Высокая певческая позиция
Глиссандо
Дикция
Дыхательный аппарат
Динамика
Зевок
Мягкая атака
Общехоровое дыхание
Регистры голоса: штро-бас, грудной, головной (фальцет), свистковый (флейтовый)
Регистровый порог
Речевой и мелодический канон
Резонаторы (грудной, головной)
Редуцирование гласных
Унисон (чистый, фальшивый)
Цепное дыхание
Штрихи; легато, стаккато.
6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. / Отв. ред. Л.П. Маслова, Новосибирский областной институт усовершенствования учителей. – Новосибирск.: Наука. Сиб.отд., 1991г.
2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. / Учебно-методическое пособие для учителей музыки и пения, хормейстеров и вокалистов/. В.В. Емельянов. – СПб.: Лань, 2000г.
3. Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1.- М., 1986г.
4. Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2. – М., 1987г.
5. Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988г.
6. Работа с детским хором. Сборник статей. Под редакцией В.Г. Соколова. – М.: Музыка, 1981г.
7. Работа с хором. Методика, опыт. / Сборник статей. Сост. и общ. ред. Б.Г. Тевлина / - М.: Профиздат, 1972г.
8. Хоровое искусство. Сборник статей. Редколлегия: О.П. Козловский и др. Вып.3. – Л.: Музыка, 1977г.
9. Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Свердловск.: Изд-во Уральского университета, 1991г.
10. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре – Челябинск 2002 г.