СМИ о нас: Фокус с любовью. Американский волшебник показал, как исцелять детей с ограничениями по здоровью

СМИ о нас

Южноуральская панорама: Фокус с любовью. Американский волшебник показал, как исцелять детей с ограничениями по здоровью

b16518ea2f3d4b42e8dac41d5f4ab1ad.jpg

Он улыбается так искренне. Словно светится. Нет, это не натянутая «американская улыбка». Этот человек действительно излучает радость.

Стать фокусником Кевин Спенсер решил еще в 5 лет, когда впервые увидел выступление иллюзиониста по телевидению. Когда ему было 7 лет, родители подарили на Рождество первый «набор волшебника». В последующие юношеские годы отец Кевина, плотник по профессии, помогал ему придумывать и создавать необычный реквизит для выступлений. Когда пришла пора выбирать университет и специальность, у начинающего мага не было сомнений и вопросов.

Сегодня Кевин Спенсер — обладатель Награды Мерлина в номинации «Международный Маг Года», шестикратный лауреат конкурса «Артист года» в направлении развлекательного жанра. В 2015 году Фонд имени американского иллюзиониста Мильбурна Кристофера вручил ему награду «Иллюзионист Года» за особый вклад в развитие искусства магии.

Исцеляющая магия

Вот только вряд ли обо всем этом догадываются челябинские дети, которых привели на представление и мастер-класс Кевина Спенсера. Перед ними небольшого роста, с ершистыми светлыми волосами, улыбающийся фокусник, который ловко управляется с волшебным реквизитом, делает из клочка туалетной бумаги бесконечную цветную ленту, неожиданно достает ее изо рта, легко совершает другие необыкновенные превращения, а потом учит этому зрителей. А зритель необычный — дети в возрасте от 6 до 22 лет. У всех — те или иные ограничения по здоровью. После мастер-класса они уйдут немного другими. Способность помочь людям поверить в себя, открыть у них способности, о которых они и не догадывались, — пожалуй, главное волшебное умение Кевина Спенсера.

В России фокусник первый раз. Хотя по роду деятельности постоянно выступает в самых разных странах мира. По приглашению Генерального Консульства США в Екатеринбурге он приехал принять участие в первом всемирном конгрессе для людей с ограниченными возможностями здоровья, который проходил там же, в областном центре Свердловской области. Затем Кевин отправился в Челябинск, где организация помощи детям «Звездный дождь» и студия Олега Митяева сделали возможной волшебную встречу фокусника с детьми с ограниченными возможностями здоровья. После Кевин Спенсер сразился в магической «битве» с челябинским артистом-фокусником Павлом Андращуком.

Дождливым холодным утром перед началом волшебного представления мы задали Кевину Спенсеру несколько вопросов и согрелись от его искренних и открытых ответов.

— На конгрессе встретились люди с ограниченными возможностями здоровья из 29 стран мира, — рассказывает Кевин о мероприятии, с которого только что приехал в Челябинск. — По сути, для них была создана новая социокультурная среда, которой, возможно, нет в их собственной стране. Я провел там несколько мастер-классов, и это было необыкновенно — участники говорили на русском, английском, немецком, норвежском. И вот она — ценность искусства: несмотря на разницу языка, мы понимали друг друга и вышли за пределы ограничений.

—Что вы ждете от вашей работы в Челябинске?

— Моя цель — показать педагогам и родителям альтернативные способы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти взрослые уже проделали огромный путь, воспитав и вырастив своего ребенка. Они постоянно должны быть вовлечены в процесс общения с ним, в процесс его обучения. Я хочу дать им вспомогательный образовательный инструмент для этого. Фокус, магия — это не просто развлечение. Это средство исцеления.

Фокус как инструмент

— В чем терапевтическое и обучающее воздействие ваших фокусов? Как это помогает детям с ограниченными возможностями здоровья? Какие навыки у них развиваются?

— Я всегда с волнением отвечаю на этот вопрос, потому что это очень важный момент. Многие думают, что фокусы — это развлечение, обман зрения, манипуляция. Но это не главное. Чтобы выполнять фокусы, нужны особые двигательные навыки. Фокусы способствуют развитию мышления, помогают детям развить и углубить их навыки и способности. Если же мы говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья, то здесь появляется и терапевтическое воздействие. Через обучение фокусам мы помогаем им развивать мелкую моторику, когнитивные способности, мышление, дети учатся продумывать план своих действий, творчески подходить к выполнению заданий. Они становятся более сконцентрированными и внимательными.

Но самое главное — это развитие у этих детей способности к коммуникации и повышение их самооценки, уверенности в себе. Главная особенность фокусов в том, что они предназначены для демонстрации кому‑то. Научившись фокусу, ребенок невольно захочет показать это другим, рассказать, как у него это получается. И вот тут‑то и происходит волшебство. Они учатся не только выстраивать диалог, но и начинают чувствовать себя наравне с другими людьми.

— Вы не только обучаете фокусам, но и пишете об этом научные статьи. Одна из ваших недавних работ посвящена теме использования фокусов в образовательном процессе. В чем суть и концепция статьи?

— Я буду говорить с точки зрения артиста. За научную составляющую работы отвечает моя жена, педагог. По сути своей, работа и артиста, и педагога — это выступление. Любой выступающий, так или иначе, влияет на аудиторию. Но если для артиста менее важно, как именно его выступление повлияло на слушателей и зрителей, то педагогу необходимо осознавать, насколько точно его поняли, смог ли он донести информацию до аудитории. В статье мы рассматриваем сферы, в которых необходимо измерить уровень воздействия педагога на детей — это познавательный процесс, моторика и движение, общение, навыки социализации и креативность, или гибкое мышление. Мы обнаружили, что обучение волшебным фокусам оказывает влияние на одну или несколько из этих сфер и стали искать способы оценить, как именно фокусы влияют на усвоение основных предметов в школе. Мы были поражены результатами. Фокусы как инструмент, как важная стадия образовательного процесса помогают правильно построить занятия, особенно в классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья.

Прикосновение к невозможному

— Как вы думаете: что важнее для исцеления — волшебные фокусы или ваша любовь к детям, к людям?

— Дети всегда чувствуют, вовлечен ли ты в процесс или отвлекаешься, не вкладываешь душу. Их не обманешь. Поэтому для меня важно не просто показать им фокус, повеселить их, но обучить их этому, чтобы улучшить когнитивные способности, моторику, коммуникативные навыки. Но и этого мало. Обучение само по себе не настолько важно, насколько важен контакт с ребенком. Нужно любить детей, заботиться об их душе, а главное — суметь показать им, на что они действительно способны. Мы в обществе слишком много внимания уделяем ограничениям людей с отклонениями, тому, чего они не могут, и не обращаем должного внимания на их способности, которые на самом деле гораздо шире, чем кажется. Я думаю, это самая замечательная и важная вещь — показать им, на что они способны.

— Как помочь людям поверить в волшебство?

— На самом деле каждый хочет верить в невозможное. Это часть нашей человеческой природы — любопытство, любознательность. Это то, что движет нами. Более того, это то, что помогает продвигать инновации в мире. Машины, компьютеры, технологии — это тоже своего рода волшебство. Ведь люди придумали то, что ранее казалось невозможным. Поэтому нам так нравятся волшебные фокусы, представления иллюзионистов, когда мы видим, как человека разрезают на части, но он остается невредимым, как он взлетает над полом, а потом и вовсе исчезает. Все это помогает продлить ощущение волшебства, ощущение того, что мы прикасаемся к чему‑то невозможному.