Отчета проекта "Эко -няня"
Проект «ЭКОНЯНЯ»
«Эконяня» - творческий проект волонтёрского отряда «ЭКОС» филиала МБОУ «СОШ№53» села Новоандреевка Миасского ГО, разработанный для детей, которые живут в городе и общаются с природой лишь во время нечастых приездов в село в гости или на летние каникулы.
При создании и реализации нашего проекта мы очень надеялись, что он обязательно поможет ребятам дошкольного и младшего школьного возраста;
- смотреть и видеть, помогать всему живому;
- быть духовным, общаться с природой, уметь замечать её красоту;
- ориентироваться в пространстве и в жизни;
- научит его быть добрым (это очень не просто);
- пробудит важное человеческое качество - стремление к познанию.
Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, а для организации такого общения у нас исключительные условия: наша школа расположена у подножия Ильменских гор, прямо за ней - территория Ильменского заповедника.
Здесь прямо от школы начинается разработанный нами маршрут экологической тропы под условным названием «Тропинка». Она начинается на территории школы и ведет по лесной тропинке, через ручей к озеру. На остановках имеются интересные объекты для наблюдений. Например, остановки возле деревьев (ива, лиственница, береза, сосна, ель), остановка у речки Тихой, в лесу и т. д.
Наша тропа - всего лишь очень небольшой участок природы. Но даже при этом она остается иным миром для современного городского ребенка, миром потерянного или практически утерянного. На нескольких сотнях метров леса, ручьев, луга мы пытаемся приоткрыть то, что уже неявно городу, но все еще живо в нашем мире, мире уральских гор, лесов, озер.
Мы убедились, что можно долго рассказывать детям, как выглядит липа или ясень и чем они отличаются, но результата не будет. Однако достаточно показать эти деревья, дать погладить их ствол, рассмотреть веточки, предложить нарисовать, и ребята надолго запомнят их.
Детвора – народ любознательный и окружающий мир познает, наблюдая. Но они часто не понимают того, что происходит вокруг них, и часто истолковывают мир, в силу возраста еще не осознав, что значит природа в жизни людей, дети часто неправильно к ней относятся.
Прогулки, проводимые на экологической тропе, помогают им познать окружающую их природу, научиться любить ее и охранять. Каждый из участников проекта был готов провести прогулку , подготовив интересный материал в соответствии с выбранной темой и возрастом своих юных подопечных. С одними мы играли, а с другими проводили микроисслелования, отвечали на вопросы и сами задавали, проводили анкетирование детей и родителей, и каждый раз делали открытия.
В ходе реализации проекта мы постоянно обращали внимание на необходимость соблюдения разработанного нами Кодекса поведения в лесу. Вот примеры правил из него:
«Веди себя в лесу не как дома, а как в гостях, ведь это не деревья, птицы и звери пришли к тебе, а ты к ним»;
«Звери в нашем лесу не опасны, не пугайтесь и не пугайте их»;
«Собирайте прекрасные воспоминания, они хранятся дольше, чем сорванные цветы»;
«В нашем лесу нет мусорных контейнеров, они здесь не нужны. Надеемся, что всё своё ты унесёшь с собой»;
«Hе оставляйте на тропе ничего, кроме следов ваших ног»;
«Дорогие друзья! Вы пришли в мир природы. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение. Мы приветствуем вас и желаем новых открытий!»- такими словами мы начинали прогулку по тропе.
После прогулки по экотропе дети не воспринимают ее лишь как развлечение, не остаются равнодушными к красоте окружающей природе, и очень часто, отвечая на вопросы нашей анкеты, говорят так:
Я хочу сделать свою планету чище, добрее.
Сережа К., 8 лет
Я хочу, чтобы моя планета всегда «улыбалась».
Катя В., 6 лет.
Хочу научиться быть добрее, отзывчивее, приходить на помощь тем, кто нуждается.
Ира З., 9 лет.
Земля - наш общий дом. Все должны заботиться о своём доме. Чем больше теплоты и добра отдашь другому, тем больше тебе вернётся.
Данил Т., 10 лет
Я хочу, чтобы моя планета была самой красивой и цветущей.
Ксения Л., 8 лет
«Благодаря Фонду О. Митяева у участников проекта «ЭКОняня» появилась возможность осуществления социально одобренной деятельности в рамках эффективной модели экологического проекта.
Для реализации проекта каждым участником были,были разработаны и реализованы минипроекты, значимые для близлежащего социума дела. Таким образом, были созданы условия для социализации каждого подростка с учетом его потребностей и предоставление ему возможностей выбора внешкольной занятости.
Реализация проекта «ЭКОняня» обеспечила повышение экологической грамотности детей и подростков, обеспечивалось решение проблемы личностного и профессионального самоопределения подростка, социально адаптированного к современному обществу, подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как труд, Отечество, культура и экология.
В ходе развития данного проекта были созданы условия для
-использования интеллектуального и нравственного потенциала подростков в формировании экологического сознания;
- привлечение учащихся к общественно полезной деятельности в составе волонтерского отряда «ЭКОС»;
-приобретение проектом «ЭКОняня» статуса значимого вида деятельности для апробирования подростковых инициатив.
Все участника проекта получили уроки общения, уроки социально значимой работы в социуме и готовы продолжить работу в следующем году».
Ветлина Ф.А., куратор проекта
«Члены волонтерского отряда оставили добрый след в сердцах наших детей и даже научили новым играм на природе. Это было здорово! Да и у нас у родителей прогулка по тропе оставила много ярких впечатлений. Спасибо! До встречи на тропинке, НЯНЯ!.»
Иванцовы, Сергеевы, г.Златоуст.
"Впечатлений от участия в проекте - масса: возможность реализовать свои идеи и знания, хорошее общение, интересный досуг. Мы были рады приобрести новых друзей»
Дорощук Диана и Сергей, участники проекта.
«Участвуя в проекте «ЭКОНЯНЯ», я и мои друзья в который уже раз осознали: мы живем в удивительном крае, который природа щедро одарила огромными богатствами. На нас лежит огромная ответственность за сохранение и рачительное отношение к тому, что досталось нам от природы. Эта ответственность начинается с малого: с ответственности за красоту вокруг себя и своего дома. С этого начинается формирование личности и осознанная выработка позиции «Если не я, то кто?»
Ксения Левина, участник проекта.
В лесу родилась …елочка?
На лесном кордоне.
А мы идем, шагаем по тропе…
ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ НАТАШИ
17 августа 2015 года в городской детской библиотеке № 23 праздновали день рождения любимой сказочницы Натальи КорнельевныАбрамцевой. Это встреча настоящих друзей уникальной писательницы, которые знакомы с её творчеством много лет. Среди них: библиотекари, педагоги из разных школ, юные читатели со своими бабушками и мамами.
День рождения удался на славу.Начался он с посадки маленькой елочки в сквере перед ДДТ "Юность". Одна из любимых сказок наших читателей «День рождения старой ели». На третьих "Абрамцевских чтениях" в феврале волонтерским отрядом "ЭКОС" было дано обещание посадить елочку рядом с библиотекой. Свое обещание волонтеры исполнили. Рядом табличка. "Эта ель посажена в честь писательницы-сказочницы Абрамцевой Натальи Корнельевны с благодарностью за урок жизни и творчества".
Благодарность за праздник
17 августа в читальном зале филиала № 23 отмечали День рождения Натальи Абрамцевой, нашей любимой сказочницы. Было много гостей, приятных и неожиданных сюрпризов, подарков. Сотрудники библиотеки обо всем с радостью рассказали маме писательницы – Людмиле Николаевне Абрамцевой, живущей в Москве. И сегодня мы получили от нее письмо, которым хочется поделиться со всеми участниками праздника.
«Дорогие все-все, кто был на этом замечательном празднике!
У меня нет, вот,правда, нет, слов выразить всё, что переполняет мою душу!
Но постараюсь хоть капельку...
Я всем сердцем словно пробыла с вами в это время: и под дождём, когда сажали Ель!
Очень тёплая надпись на табличке! Спасибо Волонтёрскому отряду! Спасибо, ребята!»